ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 марта 2021 года N 127-р


[Об утверждении Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года]



1. В соответствии со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", статьей 103 Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от 01.12.2011 N 13-6604 "О содействии занятости населения в Красноярском крае" утвердить Стратегию развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года согласно приложению.


2. Опубликовать Распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.



Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Ю.А.ЛАПШИН



Приложение
к Распоряжению
Правительства Красноярского края
от 5 марта 2021 г. N 127-р



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ДО 2030 ГОДА



1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. В рамках Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Красноярского края от 27.11.2013 N 864-р (далее - Стратегия-2013), в крае сформирована система профориентационной работы с различными категориями населения, включенная в решение задачи по формированию трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики в кадрах.


Вместе с тем остается актуальным решение задачи по укреплению межведомственного и межинституционального взаимодействия при организации профориентационной работы, особенно в части ранней профориентации. Профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных организаций слабо ориентирована на знакомство с профессиями будущего, новыми компетенциями, современными и перспективными социально-трудовыми ролями.


Новизна Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года (далее - Стратегия) состоит в том, что развитие системы профориентации в предстоящий десятилетний период обеспечивается разработкой и реализацией серии инновационных проектов, направленных на консолидацию усилий и ресурсов всех заинтересованных субъектов профориентационной деятельности для построения определенной инновационной практики в рамках региональной модели профориентационной работы. По мере реализации инновационных проектов должен происходить постепенный отказ от неэффективных форм и методов образовательной профориентации, развитие эффективных механизмов консультативной профориентации со взрослым населением.


Предметом Стратегии является деятельность, направленная на развитие региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края. Стратегия определяет субъекты, цель, задачи, принципы и основные направления развития краевой системы профессиональной ориентации на период 2021 - 2030 годов. Органы исполнительной власти Красноярского края и органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, подведомственные им организации руководствуются Стратегией при организации и проведении профориентационной работы с различными категориями населения в соответствии с их компетенцией либо участвуют в профориентационной деятельности в добровольном порядке.


Профессиональная ориентация обладает рядом специфических характеристик, среди которых: комплексность; многосубъектный, многоуровневый, межведомственный характер; высокая связанность с другими сферами социальной жизни; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени.


Рынок труда в России носит отчетливый региональный оттенок, при этом наблюдается невысокий уровень межрегиональной мобильности. Следовательно основная часть государственной деятельности по координации профориентационной работы осуществляется на региональном уровне.


Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - ключевое звено в подготовке кадров для новой экономики. Осознанный выбор профессии способствует увеличению производительности труда и уменьшению "текучести" кадров. В то же время профессиональный выбор человека в современном обществе выступает предметом и результатом социального договора, участники которого - сам человек, члены его семьи, работодатели, образовательные организации, государство и общество. С этой точки зрения профориентационная работа представляет собой не только подготовку человека к профессиональному выбору, но и организацию диалога и взаимодействия всех заинтересованных сторон.


Сущность профориентационной работы - взаимное согласование профессионально-карьерных намерений человека с потребностями экономики региона, страны в квалифицированных кадрах определенного профиля и уровня подготовки. В процессе решения задач кадрового обеспечения экономики конечные результаты профориентационной работы связаны с достижением баланса:


интересов человека, экономики и государства; работодателя, работника и членов его семьи;


актуальных и перспективных кадровых потребностей экономической сферы;


работы по сопровождению профессионального выбора человека и по его подготовке к выбору;


способностей человека, его интересов и внешних вызовов в процессе профессионального самоопределения.


При этом профориентационная работа должна одновременно удерживать следующие целевые ракурсы: помощь в профессионально-образовательном выборе в конкретной региональной ситуации; подготовка человека к жизни в условиях постиндустриальной эпохи и неопределенного будущего.


Данная Стратегия является преемственной по отношению к Стратегии-2013 и определяет очередной этап развития краевой комплексной профориентационной системы.


Основными документами, определяющими особенности нового этапа развития краевой системы профориентации, его цели и приоритетные направления, выступают государственная программа Красноярского края "Содействие занятости населения Красноярского края", утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 502-п, и Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п.


Ориентирами для развития профессиональной ориентации населения Красноярского края являются:


создание условий для выявления, максимального развития и реализации возможностей личности, удовлетворяющих потребности человека в самореализации и созидательной деятельности;


обеспечение подготовки специалистов, по структуре и уровню профессионализма соответствующих перспективным потребностям развития Красноярского края;


повышение профессионально-квалификационной и территориальной трудовой мобильности населения Красноярского края в сочетании с минимизацией оттока трудовых ресурсов за пределы Красноярского края;


рост производительности труда, в первую очередь за счет создания новых производств с высокой производительностью рабочих мест;


развитие межведомственной системы профессиональной ориентации, направленной на решение задач по формированию профориентационной культуры населения Красноярского края.


Исходя из этого главными принципами развития региональной системы профессиональной ориентации в Красноярском крае на период 2021 - 2030 годов выступают: включенность профессиональной ориентации в кадровую и образовательную политику региона; развитие многоуровневого межинституционального взаимодействия и социального партнерства; непрерывность сопровождения профессионального самоопределения; усиление прикладного характера профессиональной ориентации; перспективная направленность.


Нормативную правовую базу для разработки Стратегии и реализации обозначенных в ней приоритетов и задач составляют:


1) Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";


2) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";


3) Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации";


4) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


5) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей";


6) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";


7) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р "Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года";


8) Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";


9) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (разработан Минэкономразвития России), утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22.11.2018 (N 34), опубликован на сайте http://www.economy.gov.ru;


10) Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 502-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Содействие занятости населения";


11) Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 508-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие образования";


12) Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 519-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Молодежь Красноярского края в XXI веке";


13) Постановление Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года".


В качестве научно-методической основы Стратегии выступают разработанные ФГАУ "Федеральный институт развития образования" Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ФИРО РАНХиГС):


Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, одобренная Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС (протокол от 14.12.2015 N 9);


Концепция профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи (ключевые тезисы, разработанные ФИРО РАНХиГС в 2019 г.).


1.2. Основные термины и понятия, используемые в Стратегии.


Готовность к профессиональному самоопределению - интегральная характеристика субъекта самоопределения (обучающегося, выпускника), свидетельствующая о наличии у него знаний, умений, опыта деятельности и личностных качеств, необходимых для успешного решения задач профессионального самоопределения, соответствующих текущему возрастному и образовательному этапу его развития.


Инфраструктура профессиональной ориентации (региональная, муниципальная) - комплекс специализированных организаций, организационных подразделений (отделов, Центров и т.п. в составе образовательных и иных организаций) и форм работы, обеспечивающий концентрацию и эффективное использование кадровых, информационно-аналитических, научно-методических, учебно-методических, материально-технических ресурсов педагогического сопровождения профессионального самоопределения.


Карьера (профессиональная, трудовая) - результат осознанной позиции и поведения человека в трудовой деятельности, связанный с его должностным, профессиональным ростом, а также с размером его материального вознаграждения.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»